ОСАГО станет выгоднее для автомобилистов
Госдума рассматривает проект поправок в закон об ОСАГО. Внести изменения в документ законотворцы должны до 1 июня 2014 года – такой срок обозначил правительству президент страны Владимир Путин. Глава государства подчеркнул, что все новшества должны быть направлены на повышение эффективности защиты прав потерпевших, возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами
В первую очередь, поправки призваны заметно увеличить лимиты страховых выплат: компенсация материального ущерба вырастет с сегодняшних 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей; верхняя планка выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, поднимется со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей. При этом травмы классифицируют и сведут в единую таблицу, по которой будет определяться «стоимость» повреждения. При этом деньги пострадавшим будут выплачиваться независимо от того, лечился ли человек по полису обязательного медицинского страхования или нет (сейчас получить компенсацию на лечение от страховой компании очень сложно: нужно доказать, что лечение нельзя было получить по ОМС).
Кроме того, автомобилистов ждут изменения так называемого европротокола – правил упрощенного оформления аварий без вызова ГИБДД, действующих в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Большие споры при обсуждении поправок в Госдуме вызывает пункт, предоставляющий владельцу автомобиля право выбора, получить ли компенсацию за материальный ущерб деньгами, либо отправить машину на ремонт в сервис, сотрудничающий со страховой компанией. Во втором случае, сервисной компанией будет проводиться техническая автоэкспертиза, в ходе которой специалисты оценят объем работ и направят в страховую список того, что необходимо отремонтировать после аварии. Сервисный центр восстанавливает авто, а страховая компания оплачивает ремонт. Такая схема, по мнению законодателей, поспособствует снижению количества споров по сумме выплат.
Предложенный вариант весьма удобен для владельцев автомобилей. Если пострадавший выбирает ремонт вместо компенсации, в течение 20 дней после заявления об убытке страховщик должен направить его в автосервис. Сроки ремонтных работ устанавливает сама сервисная организация, но зависят они от степени повреждений автомобиля, загруженности специалистов предприятия и наличия запчастей, а не от оплаты услуг страховщиком. Финансовые отношения между сервисной и страховой компаниями не должны касаться пострадавшего.
Отношения между владельцем машины и автосервисом будет регламентировать закон о защите прав потребителя: в соответствии с ним за каждый день просрочки ремонта полагается штраф.
Однако стоит учитывать, что при начислении выплат страховщики обязательно учитывают износ деталей. Существует список узлов и агрегатов, на которые износ не начисляется: это, в основном, те механизмы, при неисправности которых эксплуатация машины запрещена. Проверить правильность предоставленных страховой компанией расчетов поможет независимая оценка автомобиля. В частности проведение этой процедуры необходимо, если автомобиль не застрахован по КАСКО: слишком часто тем, кто обошелся лишь договором ОСАГО, приходится доплачивать за восстановление машины после аварии из своего кармана.